На заметку логопеду

Как объяснить детям разницу между гласными и согласными звуками?

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться. далее

Пособие для развития межполушарного взаимодействия - основы интеллектуального развития ребенка
Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников (в сокращении)
1. Зеркальное рисование
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
2. Колечко
Неврологические нормы - на чем они основаны, и почему нельзя ждать, если у ребенка в 2 года нет речи.
Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы развития, работы мозга.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии.
Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.
Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это компенсированные дети. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе - состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) и дисграфию, дислексию - нарушение процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком - тем меньше у него будет проблем в будущем.
Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?
Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования - МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.

С 1 января 2022 года вступает в силу Международная классификация болезней 11 пересмотра (МКБ-11). 
Мы публикуем изменения, внесенные в каждую из основных групп расстройств главы МКБ-11 о психических, поведенческих расстройствах и нарушениях развития нервной системы. 
В данной части приводятся изменения в следующих группах: нарушения развития нервной системы; шизофрения и другие первично психотические расстройства; расстройства настроения; расстройства, вызванные тревогой и страхом; обсессивно-компульсивное и связанные с ним расстройства, а также расстройства, непосредственно связанные со стрессом.
Структура индивидуального занятия по Е. Ф. Архиповой
 I блок, подготовительный. В него входят следующие направления: 
  • Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии. 
  • Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совер-шенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных пропри-оцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным. читать дальше
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Картинки по запросу картинка дети с СДВГ
Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (в русской аббревиатуре — СДВГ, в других странах — ADHD). Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?
Российские и западные психиатры и психологи считают, что около 20% детей в начальной школе подпадают под данный диагноз, причем 90% из них составляют мальчики (организм девочек генетически сильнее). Это состояние относится к так называемым ММД — минимальным мозговым дисфункциям, причиной которых являются незначительные нарушения в ЦНС из-за патологии беременности, микротравм во время родов, гипоксии плода (кислородного голодания), черепно-мозговых травм, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, генетическая предрасположенность. читать дальше
Источник: О.В. Елецкая: логопедам.
Вопрос об обработке логопедических зондов
Приказ 10 июня 1985 г., N 770 о введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы" читать здесь
Мифы из детской психоневрологии интеллекта
нейропсихолог Картункова В.В. 
1. При алалии интеллект сохранен.
Нет, при алалии, как даже и при обыкновенной зрр (задержке развития речи) интеллектуальное развитие ребенка также происходит с задержкой. Интеллект это не орган, который либо присутствует у ребенка, либо отсутствует, это совокупность его знаний и умений, тождественная его функциональному состоянию мозга, ЦНС. Если у ребенка идет задержка речевого развития (не говоря уже об алалии, более серьезной дисфункции), то ребенок не может задать вопрос, его познавательная функция не осуществляется, ребенок знает только то, что ему дают педагоги и родители. читать дальше

Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Все чаще ко мне обращаются родители самых маленьких россиян с жалобами на то, что ни педиатры, ни неврологи, ни даже логопеды не слышат их жалоб на то, что их двухлетние дети не говорят вообще. Меня больше всего удивляет то, что логопеды утверждают: "Мы начинаем работу только с пяти лет!" Каждый логопед должен знать, что, если у ребенка в два года нет фразовой речи, то это уже повод для постановки диагноза ЗРР после проведения обследования. По клинической же классификации медики обязаны поставить такому ребенку диагноз СРРР (специфическое расстройство речевого развития). И если Вы лично не имеете опыта работы с таким детьми, это не повод для того, чтобы оставить неговорящего ребенка без логопедической помощи. Позволю себе напомнить вам, как развивается речь ребенка третьего года в норме. (Нищева Н.В.)
                                                     Коррекционная мотивация 
Картинки по запросу картинка дети с логопедом
У детей с тяжелыми нарушениями речи процесс автоматизации навыков произношения поставленного логопедом звука нередко надолго затягивается. Ребенок без труда правильно произносит этот звук на логопедическом занятии, но за порогом кабинета говорит так, как ему привычнее. Причина в том, что потребность в правильном звукопроизношении у дошкольников еще не слишком сильна, а навыки самоконтроля не достаточно развиты. 
В арсенале логопедов есть множество самых разнообразных приемов стимуляции коррекционной мотивации детей. 
читать дальше сайт "Курсы повышения квалификации"
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие

Картинки по запросу картинки правое и левое полушарие
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. 
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). 
Что такое алалия и какая она бывает?
Как отличить алалию от нарушения слуха?

Как отличить алалию и ранний детский аутизм?

Комментариев нет:

Отправить комментарий