"МАМИН КЛАСС" У ЛОГОПЕДА

Как объяснить ударение

Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче - чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом, а некоторые дети вообще не понимают, хоть тресни. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово буквально.
Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.
Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает - так может пусть себе там и лежит, где упало?
Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.
Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке - об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.
Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в слове, например, ЛУНА ударение должно падать на А - в это время взрослые катастрофически путают буквы и звуки. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А, и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не слышит звука А, но слышит звук (слог-слияние) НА, и усиление голоса начинается уже на согласной части этого звука (слога-слияния). (Подробнее о разнице между буквами и звуками читайте статью “Буквы, фонемы, звуки, слоги”)

Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?
Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? -
ЛУна  или  луНА 
КАша  или каША 
ТУча  или  туЧА 
Улица, уЛИца  или  улиЦА
МАлина , маЛИна  или  малиНА
ТИшина тиШИна  или  тишиНА

- любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения. 
Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например РАКЕТА. Произнесите слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта. Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета) и в конце слова (ракеТА), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.
Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, - вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой.


Памятка для родителей 









"Речевые игры по дороге в детский сад" ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка игра для детей

Каждое утро выведете своего ребенка в детский садик. Чтобы ваша дорога была интересной и веселой, есть множество игр: как подвижных, так и для развития речи. Хочу с вами поделиться некоторыми из них:
Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить малыша.
Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди.
Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д.
Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый. Вот полный список противоположностей.
Ассоциации. Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мина, мороженое.
Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

У ребенка…. ОНР – что это такое?

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

"Здоровое питание и развитие речи" 

Целью данной консультации является сопоставления двух остро стоящих проблем на сегодняшний день, которые на первый взгляд, не имеют тесной взаимосвязи. Эти проблемы звучат так: «Здоровое питание и Развитие речи ребенка».
   Для того чтобы грамотно сопоставить данные проблемы, предлагаю ответить на вопрос: «С чего начинается здоровье ребенка и своевременное развитие его речи?»
   Итак, первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери.
   К детородному возрасту организм женщины должен быть физиологически и функционально готов, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок во чреве матери. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша.
   Конечно, существует много факторов влияющих на рождение здорового ребенка и его развитие от 0-7 лет. Этот период жизни ребенка стоит назвать основополагающим и максимально сенситивным. И именно в этот период от нас с вами зависит очень многое. Если мы хотим, чтобы наши дети грамотно и своевременно отражали окружающий мир (а как они это смогут сделать? При участии речи и других психических функций) мы должны заложить основу этому. Встает вопрос: «Каким образом?»
   Правильное питание, богатое всеми необходимыми детскому организму веществами. Только при этом у
словии дети смогут быть соматически здоровыми и готовыми к полноценному развитию, а не ослабленными с достаточным количеством хронических заболеваний, которые будут ослаблять остроту восприятия и опосредования окружающей действительности, тем самым задерживать ход нормального развития ребенка и его речи в частности.
   Каждый ребенок проходит основные периоды развития – до года, до 3 лет и до 7. Это своего рода кризисные этапы, которые при правильном воспитании пройдут наиболее спокойно и продуктивно.
   До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органа речи, готовясь к более сложным операциям. Затем мы радостно наблюдаем процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот- костная система тоже должна укрепляться. Мы постепенно переводим ребенка на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной.
   Итак, к 1,3 при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И в чем же наша задача на данном этапе? Мы должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него.
   Например, что такое овощи, где они растут и что с ними можно делать. Мы с ранних лет сможем привить ребенку культуру питания, обогатить не только предикативный (предметный) словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат.
   И так, достигая кризиса 3 лет ребенок функционально здоров, а его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям. Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт. Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.
   Спешу заострить Ваше внимание на очень интересном факте. Все мы выросли на мудрых русских сказках. А давайте вспомним, сколько русских сказок призывает нас правильно питаться? Это и «Репка», и «Гуси-лебеди» с молочными берегами и яблонями, и каша из топора. А всеми любимый мультфильм про Вини — Пуха, который так любил мед. Все эти произведения не только развивают наших детей, делая их мир ярким и волшебным, но и прививают им правильное отношение к полезным продуктам и здоровому питанию в целом.
  Мы подошли к некоторым выводам.
Правильно организованный воспитательный процесс:
- прививает детям культуру питания, делая его «здоровым питанием» ;
 - улучшает психологический контакт союза мать-ребенок;
 - оптимизирует социальную адаптацию ребенка, будь то быт или общество;
 - развивает психические функции ребенка, в том числе речь в разных направлениях – активный и пассивный словари, дает соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим, что в свою очередь к 7 годам приводит к грамматически, лексически и синтаксически правильно оформленной речи.
   Таким образом, все вышесказанное дало нам возможность проследить тесную взаимосвязь двух основных проблем —  здорового питания и развития речи ребенка. А самое главное, мы теперь четко понимаем нашу роль в развитии того и другого направления.


"Как мы узнаем, где правая или левая стороны?"

Ученые считают, что этот процесс связан с внутренним самоощущением левой и правой сторон тела. Это следует обязательно принимать во внимапроцессние при обучении детей понятиям «справа» «слева». Поэтому начинайте обучение детей с помощью их тела и только потом переходите на изучение обуви, сторон... читать дальше



"Работа с детьми, имеющими укороченную подъязычную уздечку"
... читать дальше
...ещё читать



"Играем с ребенком в транспорте"
Игры подобраны так, чтобы развивать у ребенка наблюдательность, память, внимание. фантазию. При желании, вы можете адаптировать их к конкретной ситуации, с учетом способностей малыша... читайте дальше

"Русские народные сказки для детей"
Русские народные сказки – основополагающий элемент народного творчества наших предков. В этих повествованиях мы сталкиваемся с незабываемыми приключениями героев, с описаниями их повседневной жизни, в том числе быта и работы, с фанвые встречи с добром и злом, с радостью и грустью, со смехом и задором и даже со страхом... читать дальше




"Развивающие игры для детской речи"
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует доcтаточно способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам - уметь разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки.

3-4-летнего малыша родители уже понимают (в смысле произношения ребенком слов и предложений, какая же мама не поймет, о чем ей толкует чадо.) Однако в этом возрасте ребенок еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.

Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

 "ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

 "жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки. Вот тут может пригодиться память, уж самые известные знают все:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.



 Ехал Грека через реку,

 видит Грека - в реке рак,

 сунул Грека руку в реку,

 рак за руку греку - цап.



Карл украл у Клары коралы,

 Клара у Карла украла кларнет.



На дворе трава,

 на траве дрова.



На дворе трава,

 на траве дрова.



Кукушка кукушонку купила капюшон ,

 надел кукушонок капюшон,

 как в капюшоне он смешон.



Опиши картинкe

Глядя на картинку, спрашивайте у ребенка, что он может сказать про изображенное животное, например (можно рассмотреть картинки из знакомых сказок). Вот лисичка, какая она: рыжая, пушистая, хитрая. Пусть ребенок сам охарактеризует животное. Если ему трудно - помогайте. Так расширится словарный запас. А детям постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть расскажут не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот лиса. Она живет в лесу. У нее рыжая шубка..и так далее. Это способствует и развитию мышления.



"Всегда ли уместно слово"

Культура, в которой растет современный ребенок, бесспорно, носит речевой характер. С раннего детства он постоянно слышит разнообразную речь: разговаривают взрослые, гремит радио и телевизор. В этих условиях происходит довольно быстрое насыщение ребенка своеобразными речевыми штампами — клише, а потому правомерным является также вопрос и о том, всегда ли уместно слово... читайте дальше
  
"Игры со звуками и буквами"
Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.
   Но где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками... читайте дальше 

"Профилактика заикания"

В последнее время всё чаще родители стали обращаться с вопросами: "Почему ребенок начал заикаться? Что делать? Как себя вести с заикающимся ребенком?"... читайте дальше


"Возрастные особенности речевого развития детей подготовительной группы"

В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое... читать дальше 


"Возрастные особенности речевого развития детей 6-го года жизни"
На данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только  выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения...читать дальше 

"Возрастные особенности речевого развития детей 5-го года жизни"
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребёнок, тем больше влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание...читать дальше



"Возрастные особенности речевого развития детей 4-го года жизни"
      Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она ещё далека от совершенства...читать дальше




"Возрастные особенности речевого развития с 2 до 4 лет"
Потребность ребёнка третьего года жизни в общении с взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т.п...читать дальше

"Что такое "фонематический слух", как и когда он формируется у детей?"
Фонематический слух - это способность различать звуки речи, опознавать их...читать дальше








"Использование компьютерных игр в логопедической работе"

Сейчас практически в каждой семье есть компьютер. Давайте поговорим об обучающих компьютерных играх, которые можно рекомендовать родителям. При, казалось бы, огромном количестве игр для детей, не так много удалось обнаружить хороших игр для детей дошкольного возраста, которые можно было бы использовать в коррекционной работе...читать дальше


"Почему важно отвечать на вопросы ребенка?" 
Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего делают пирожные. Такие знания обогащают представления ребенка об окружающей его действительности, расширяют границы его существования. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый обогащает представления ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором начинает жить...читать дальше

"Музыка слов. Малыш и классическая поэзия"

Умение чувствовать, понимать стихи — удивительный дар, обогащающий духовный мир, наполняющий жизнь красотой и музыкой слов. Но доступна ли классическая поэзия детям, долго ли ждать, пока малыш сможет понять и оценить наши любимые строки, и с чего начать знакомство с серьезными поэтами? ... читать дальше
Источник: сайт 7я.ру





"Ребенок из Зазеркалья

Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?"
Так и есть. Я всё делаю левой рукой.

 И это значительно удобнее, чем правой рукой.

Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”


Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.

 А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука - левая? “Неужели наш ребёнок - левша?” - задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?... читать дальше

"Развитие фонематического слуха. С чего начинать?"
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще... читать дальше

"Автоматизация звуков и не только..."

   Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывет у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с Вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если Ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что Вы сами делаете не так... читать дальше

"Аденоиды: удалять или лечить?"

 В настоящее время наиболее часто встречающейся среди детских лор-  патологий является аденоидит, аденоиды и сопутствующие заболевания.
   Самый распространенный вопрос, который родители задают лор-врачу: удалять аденоиды или лечить консервативно, и если лечить, то как?... читать дальше


"Возраст "почемучек"

На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается (особенно на пятом году — начинается возраст "почемучек"). Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
 Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: "Он пошел... А потом он увидел... А потом он взял..." — оказывается, разговор идет о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений)...
читать дальше
Источник: сайт Дошкольник. Развитие речи

"Виды дефектов речи"

Нижеследующая информация приведена только в ознокомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист... читать дальше








Бывает так, что встреча с жизнью дают не только добрые примеры, но и такие от которых хотелось бы уберечь наших детей ... 
"Как отучить малыша от плохих слов?" ...читать дальше







Что такое заикание у дошкольников.
Вот несколько советов для родителей этих детей











Очень часто родители задают вопрос: "Что читать детям?". Вашему вниманию предлагаю список литературы для детей разного возраста: от 2 до 3 лет, с 3 до 4, с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет. Литература представлена для чтения, для рассказывания, для заучивания наизусть...
ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ
Одним словом, читать - не перечитать!