ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ


    Песочная терапия для детей
    Вам знакома такая картина? Маленький карапуз одного-полутора лет от роду радостно тянет маму в сторону такой желанной песочницы, а родительница начинает его увещевать: «Ну, дорогой мой, там же грязно, там кошечки-собачки какают, ты испачкаешься! Давай лучше на качельках покатаемся?». И уводит малыша в сторону от гадкого песка.
    Наверное, она просто ничего не знает о песочной терапии ― интересном и необходимом методе развития любого ребенка. Иначе бы ее реакция была несколько другой. Песочная терапия ― прекрасная возможность поиграть с любой сыпучей субстанцией (совсем необязательно это будет песок), узнать новые ощущения и заодно развить мелкую моторику рук. Хотя истинное назначение ее ― не только развитие, но и лечение больших и маленьких пациентов от различных заболеваний.читайте дальше




    Причины детской нервности и трудности

     нервность обусловлена врожденными и социальными, прижизненно возникшими равматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности и родов, а также неблагоприятные наследственные влияния. 
     К прижизненно возникшим вредным воздействиям относятся неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни в детстве и болезни первых лет жизни. Зачастую прижизненно возникшие причинные факторы детской нервности настолько тесно связаны с врожденными, что их трудно разделить... читать дальше 
Физкультминутка и ее физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.читать дальше


Утомление - одна из причин плохого поведения маленького ребенка
Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей маленьких детей в возрасте до трех-пяти лет: "Почему малыш начинает плохо себя вести?"
 Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы (1-го года, 3-х лет), и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление…
Если маленький ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, малыш часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.читайте дальше

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики:
- игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
- сохранение эмоционального благополучия детей;
- опора на воображение;
- возможность использовать групповые формы работы... читать дальше

  1. Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работ
    ФИТОТЕРАПИЯ
    Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Фитотерапию использовали вавилоняне еще в 11 в. до н.э. Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:
    - восстановления умственной и физической работоспособности;
    - устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
    - профилактики нарушений мозгового кровообращения;
    - устранения бессонницы, нервозности;
    - профилактики и устранения расстройств памяти;
    - восстановления мышечного тонуса.
    При спастической форме дизартрии:
    - настои из скорлупы кедрового ореха
    - настои из цветков календулы
    - настой из семян укропа
    - отвары донника лекарственного
    - ванны из настоя чабреца
    - отвар пихтовых веток
    При паретичной форме дизартрии:
    - настои из женьшеня обыкновенного
    - настои из марьина корня
    - настои из гречих посевной
    - настои из мордовника обыкновенного
    - ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой
    Для беспокойных дизартриков рекомендуется:
    - отвары чертополоха и подмаренника мягкого
    Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:
    - отвары зверобоя, ландыша
    - настойки женьшеня
    - сок сырой капусты
    - втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой
    Для улучшения остроты зрения:
    - стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут до завтрака
    - стакан свежих ягод в день
    - отвар из листьев черники, собранных до ее цветения (4-5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка)
    - настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по ½ стакана за час до еды)
    - сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения)
    - ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза)
    - ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения – гемералопия)
    При неврозоподобном заикании:
    - сборы:
    Сбор №1:
    Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 гр. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.
    Сбор № 2:
    Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 гр. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л. воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды.

АРОМОТЕРАПИЯ
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека. В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
- при вдыхании лаванды – на 20%
- при вдыхании жасмина – на 30%
- при вдыхании лимона – на 50%
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
Эфирное масло чабреца – успокаивает.
Мята – снимает головную боль и тошноту.
Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.
Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.
Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему
.
Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
Замедляют пульс.
Увеличивают силу сердечных сокращений.
Способствуют расширению сосудов.
Нормализуют артериальное давление.
Стимулируют пищеварение.
Улучшают аппетит.
Облегчает установление контакта между людьми.
Повышают тонус коры головного мозга.
Улучшает обмен веществ.
Стимулируют дыхание и кровообращение.
Усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости:
от характера произведения,
от инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула)
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
- рецептивной
- активной
- интегративной
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация
музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания
кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика.
инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
музыкоцветотерапия
музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
подавляет нервную систему,
увеличивает содержание адреналина в крови
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха,«Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Никколо Паганини.
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают музыка Франсиса Гойи, «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.



ИМАГОТЕРАПИЯ
Основана на театрализации психотерапевтического процесса – образе:
использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Используется
при нарушениях поведения,
при страхах,
при нарушении коммуникативной сферы

Технология проведения:
с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией
• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения

Образно-ролевая драмтерапияреконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

ХРОМОТЕРАПИЯ
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
-вегетативной нервной системы
-эндокринных желез

Синий цвет:
оказывает успокаивающее воздействие,
расслабляет,
снимает спазмы,
уменьшает головные боли,
понижает аппетит,
стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет:
оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет:
угнетает психические и физиологические процессы,
снижает настроение.

Красный цвет:
активизирует,
повышает физическую работоспособность,
вызывает ощущение теплоты,
стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет:
успокаивает,
создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду),
повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.

Розовый цвет:
тонизирующее воздействие.Желтый цвет:
вызывает чувство покоя,
нейтрализует негативные действия.


Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.) ... читать дальше
Материал сайта "Дошколенок.ру"



Гимнастика для глаз
Предлагаю педагогам и родителям познакомиться с комплексами гимнастик для глаз "Весёлая неделька" и "Дни недели", которые помогают детям не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немаловажно для всех детей...читать дальше
Материал сайта "Фестиваль педагогических идей", "Открытый урок"


Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой
С медицинской точки зрения этот аспект нормальной жизнедеятельности человека разработан достаточно хорошо, философские и психологические составляющие находятся на этапе дальнейших разработок. Однако педагогический компонент исследования речевого дыхания недостаточно изучен.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция... 
читать дальше
Материал сайта "MAAAM.RU


Физминутки для малышей со стихами
Делать ежедневно утреннюю зарядку необходимо каждому человеку, не смотря на возраст или физическое развитие. Детям утреннюю зарядку нужно начинать делать с самого рождения, ведь зарядка улучшает работу сердца и легких, развивает костно-мышечную ткань, укрепляет общее здоровье организма. А если вы приучите ребенка делать зарядку каждое утро, то она научит ребенка еще и дисциплине, выработает волю. Да и будучи взрослым человеком каждый из нас знает, что после обычный утренней зарядки мы получаем колоссальный заряд энергии на весь день, улучшение самочувствия, зарядка словно «встряхивает» организм и просто отличное настроение.
 Некоторые родители сильно ошибаются, считая, что если ребенок посещает какие-либо спортивные секции, то этого вполне достаточно для его организма и утренняя зарядка вовсе не нужна.
 Выполнение утренней зарядки лучше всего проводить при открытых форточках, под бодрящую музыку. А летом лучше проводить занятия на свежем воздухе... 
читайте дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий