воскресенье, 2 июня 2013 г.

ПРОГУЛКА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Лето. Даже если бы солнце не светило ярче, жарче и чаще, все равно мы узнали бы его по звонким детским голосам на прогулочных участках.
Дети всех возрастов высыпали на улицу, успевая одновременно играть, общаться и познавать окружающий мир.
Это только мы, взрослые, думаем, что малыш просто возится в песочнице. А у него в это время развиваются внимание и любознательность, формируются зрительные образы и тактильные ощущения.
И все это надо выразить словами. Помогите своему ребенку, научите его произносить новые слова, активизируйте уже имеющийся словарный запас. Иначе, говоря, разговаривайте со своим чадом.
О чем рассказывать.

Вышли из дома – обратите внимание на погоду. Какими словами можно описать сегодняшний день: чудесный, теплый, солнечный, прохладный, дождливый, пасмурный. Скажите об этом с разной интонацией, чтобы ребенок почувствовал ваше отношение к состоянию погоды.
Обратите внимание на новые цветы на клумбе, вчерашние лужи после дождя, очертания облаков на небе. Попробуйте вместе с ребенком придумать на кого они похожи. Например, про облако можно сказать, что оно похоже на зайчика (медведя, бабочку), облако нежное, воздушное; лужи после дождя большие или маленькие, мелкие или глубокие, вытянутые или круглые.
Чем больше эпитетов вы используете, тем лучше. Ведь именно так развивается эмоциональная сфера ребенка, именно так происходит обогащение словарного запаса.
Игры на детской площадке – отличное место для развития словаря дошколят.
Вот брошенная палочка привлекла внимание малыша. Сколько интересного про нее можно рассказать. Длинная или короткая, тоненькая или толстая, с веточками и листочками или «голая», шершавая на ощупь или гладкая.
С детьми постарше можно поиграть в игру «С какой ветки детки». Предложите найти дерево, с которого упала ветка по форме листьев, структуре коры, внешнему виду веток. И обязательно просите рассказывать о том, как он узнал, догадался.
Если на площадке есть турники, качели, объемные игровые модули поупражняйтесь в нахождении разных геометрических форм, разных цветов. Закрепите понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий» и все производные от них: выше, ниже, шире, уже. Учите ребенка сравнивать и проговаривать свое сравнение в речи.
В песочнице главный объект для речевого развития - песок: влажный или сухой, желтый или белый, чистый или с камешками, слепливается или рассыпается. В песке можно найти и «клад» - это различные камешки, травка, иногда ракушки. Рассмотрите найденное «сокровище». Предложите ребенку подумать, как это могло попасть в песок, как с этим можно поиграть. У ребенка будет развиваться образная память, умение сосредоточиться на отдельном предмете.
Дорога – развивающая опасность.
Взрослые вполне справедливо оберегают ребенка от опасных ситуаций на дороге. Но дороги остаются объектами повышенного внимания детей, особенно мальчиков. Ведь здесь столько всего интересного, движущегося, сигналящего, но опасного.
Обязательно напомните ребенку, что дорога – не место для игр и переходить ее нужно только в сопровождении взрослых.
Вместе с ребенком постойте на обочине. Посмотрите, какие машины вокруг: большие и маленькие, разных цветов, шумные и тихие, мотоциклы, велосипеды и спец техника. Почему то именно она особо привлекает малышей. Может, потому что отличается от другого транспорта, издает много шума. Расскажите о видах транспорта, чем они отличаются, из каких частей устроены, что или кого перевозят. Легковые машины тоже очень разные по форме, цвету, маркам. Их можно сравнивать, считать, рассматривать. Это очень увлекательно.
Вместе с тем, покажите манеру поведения людей на дороге: никто не перебегает перед машинами, никто не играет, и даже не стоит на дороге. Это очень опасно.
Ребенка 4-5 лет можно смело знакомить с сигналами светофора и правилами перехода улицы.
Попробуйте вместе с ребенком перейти улицу по сигналу светофора, обратите внимание на движение транспорта и пешеходов.
Яркие впечатления от прогулки - одни из лучших стимулов побуждения малыша к речи. Ему обязательно захочется поделиться с вами или с другими близкими людьми впечатлением о прогулке. Вот тут на помощь придут слова. Вы увидите, как постепенно ваш монолог перерастает в диалог, а метким высказываниям, «выданным» в нужное время и в нужном месте еще и удивитесь.
Разговаривайте с вашим ребенком. Это основа его речевого развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий