пятница, 26 февраля 2016 г.

Маленькие исследователи

У дошколенка процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Ведь каждый ребенок — маленький исследователь. С радостью и удивлением он открывает для себя окружающий мир. 
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Это зависит от нашей совместной работы.
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать – и я пойму» - гласит китайская пословица. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Ребёнок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различной исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность помогает воспитывать в детях стремление к самостоятельной познавательной активности, а это имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.
В процессе экспериментальной деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя первооткрывателем, исследователем, учёным. Ребёнок учится делать выводы, учится сравнивать анализировать, обобщать.
В связи с этим мы рекомендуем вам в домашних условиях привлекать ребёнка к экспериментальной деятельности, простейшим опытам и наблюдениям.
Проведение опытов – это увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать с ребёнком и сами в этом убедитесь! Кроме того для этого не требуется больших усилий, а только желание и немного фантазии. Любое место в квартире может стать местом проведения эксперимента.
На кухне можно показать ребёнку как замешивается тесто, как растворяются, смешиваются некоторые вещества, как образуется пар, конденсат, лёд и др. В ванной комнате можно познакомить ребёнка со свойствами воды, мыла, с растворимостью веществ, с термометром для воды и др.
Во время рисования можно предложить ребёнку смешать краски, и выяснить, какие цвета получаются. Можно понаблюдать за ростом комнатного цветка, предложить ребёнку прорастить семена растений различными способами. Можно познакомить малыша со свойствами магнита, металла, ткани и других материалов.
Представляйте ребёнку возможность действовать с различными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование. Это формирует в детях желание узнавать новое.
Эксперименты дети ставят каждый день и каждую минуту. Грамотно помогая ребенку раскрыть окружающий мир, мы не только развиваем малыша, но и формируем доверительные отношения со взрослыми. 

Игры «на ходу»
Младшие дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка» и др.) Плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики.Дети с большим интересом делают пену и пробуют ее рисовать, надувать мыльные пузыри.
Зимой малышам очень нравится вместе со взрослыми делать цветные льдинки, снег. От экспериментирования дети получают огромное удовольствие. Они обогащаются эмоционально и интеллектуально.
Не упускайте время открытий. Уже с полутора лет начинайте такие занятия и тогда, уже в три года, вам не придется объяснять, почему не стоит выливать воду на ковер или снимать рукавички на прогулке. 

Мама, кто я? 
У ребенка не сразу формируется правильное представление о том, кто такой человек, что значат его органы, не сразу он понимает, что строение у всех одинаковое. Очень простая игра без особых сложностей поможет ребенку себя идентифицировать.
Малышу можно предложить поиграть в игру "Нарисуй Себя". Игру лучше проводить перед большим зеркалом. Ребенок рассматривает себя в зеркале, запоминает цвет глаз, волос, обводит маркером контуры своего тела и его части, лицо и его части, т.е рисует себя в зеркале. И пусть рисунок получился не таким, как у взрослого. Для ребенка он самый красивый. Он убедился, что у него, как и у другого человека, есть руки, ноги, голова.
Познакомиться с органами чувств помогает игра-эксперимент «Наши помощники».
Вот простой ее вариант:
Подготовьте коробочку с дырочками. В нее положите нарезанный лимон и предложите ребенку его понюхать. Вот и объяснение, как работает носик и для чего он.
Дети могут экспериментировать с объектами природы, а могут и с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к исследов
аниям, помогают стимулировать пытливость, умение делать выводы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий