среда, 5 апреля 2017 г.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ РЕЧИ

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су –Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. 
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 
Я мячом круги катаю, 
Взад - вперед его гоняю. 
Им поглажу я ладошку. 
Будто я сметаю крошку, 
И сожму его немножко, 
Как сжимает лапу кошка, 
Каждым пальцем мяч прижму, 
И другой рукой начну. 
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/ 
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ 
Вышли пальцы погулять, 
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. 
Этот пальчик для того, чтоб показывать его. 
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. 
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. 
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. 
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/ 
На правой руке: 
Этот малыш-Илюша, (на большой палец) 
Этот малыш-Ванюша, (указательный) 
Этот малыш-Алеша, (средний) 
Этот малыш-Антоша, (безымянный) 
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) 
На левой руке: 
Эта малышка-Танюша, (на большой палец) 
Эта малышка-Ксюша, (указательный) 
Эта малышка-Маша, (средний) 
Эта малышка-Даша, (безымянный) 
А меньшую зовут Наташа. (мизинец) 
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. 
Ходит ежик без дорожек, 
Не бежит ни от кого. 
С головы до ножек 
Весь в иголках ежик. 
Как же взять его? 
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий 
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» 
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания 
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. 
6. Использование шариков при выполнении гимнастики 
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. 
1 - руки развести в стороны; 
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 
3 - руки развести в стороны; 
4 - опустить руки. 
7. Использование шариков для звукового анализа слов 
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. 
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов 
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. 
9. Использование шариков для слогового анализа слов 
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. 
УПРАЖНЕНИЯ с шариком массажером Су – Джок: 
1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог: 
Гладь мои ладошки, ёж! 
Ты колючий, ну и что ж! 
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами: 
Я хочу тебя погладить, 
Я хочу с тобой поладить
2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ 
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ 
И катались по траве, /катать вперед – назад/ 
От хвоста и к голове. 
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ 
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/ 
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ 
«С добрым утром!» - им сказали. 
Стала гладить и ласкать 
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/ 
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/ 
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/ 
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/ 
Принесли в портфелях книжки. 
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/ 
И в тетрадочках писать. 
СКАЗКА «Ежик на прогулке» 
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга. 
Оборудование: Су - Джок шарик - массажер. 
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). 
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. 
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) 
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). 
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). 
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Источник: сайт "РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ" Наши дети  

Комментариев нет:

Отправить комментарий