среда, 10 февраля 2021 г.

"Маленькие исследования" на логопедических занятиях

 роведение исследовательской деятельности на занятиях с детьми с нарушениями речи очень интересна и полезна.Детям нравится экспериментировать со словами, различающимися только одним звуком (квазиомонимами). 

«Замени Т на Д» : уточка-удочка, трава-дрова, точка-дочка, тачка-дачка,… 

«Замени П на Б»: почка-бочка, палка-балка,…

Задания в творческой лаборатории по производству новых слов; «Найди пару» (карточки делятся на две группы); «Составь пару из двух картинок»; «Подбери картинку к схеме слова» (П-Б; З-С;… ) Заменить один звук в слове. 

«Небылицы или звуки заблудились. Почини текст». 

Учитель-логопед умышленно допускает смысловую ошибку: • (П-Б) По морю плывут почки, на дереве распустились бочки • (Д-Т)Удочка крякает, уточка ныряет. • (Т-Д) Девятиэтажный Том, развесёлый дом. • (Ш-С) Зубастая крыша, железная крыса.

 Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма) На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сон — нос, ров – вор, сосна – насос, терка – актер). С детьми, уже умеющими хорошо читать в подготовительной к школе группе, можно поэкспериментировать с метаграммами (игры-метаграммы) Участник игры должен несколькими шагами, меняя только одну букву, получить в итоге из начального слова конечное. При этом промежуточные слова должны различаться между собой всего на одну букву и быть равными по количеству символов данным. 

В игре « Превращалки» используются шараду-метаграмму. Можно играть как с одним ребёнком , так и с подгруппой. Каждому игроку дается по листку бумаги с одинаковыми для всех метаграммами. Кто быстрее остальных и при этом правильно преобразует словесной цепочкой одно слово в другое, тот и выиграл в этой игре. Например, надо превратить кита в сома. Правильной будет такая цепочка: кит — кот — ком — сом.

 Ещё одна из разновидностей шарады — нужно разгадать слово по подсказкам в загадке. Чаще всего для этого дается готовым или подразумевается другое слово, в котором нужно заменить одну или несколько букв, чтобы получить искомое. 

Второй вариант- путем цепочки замены букв нужно превратить одно слово в иное, используя только заданное количество шагов. Например, детям дается задание: превратить чайку в гайку, отгадывая загадку: С « Ч» порхаю над морскою волною, чайка (отгадка) С «Л» на вора лаю, не даю покою лайка С « З» в поле по травке скачу зайка С «Г» на ножку стула ключом закручу гайку. Использую в работе подбор слов к заданной звуковой модели. 

На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? оно неживое? предмет? кому нужен? какой формы? какого размера? из чего сделан? где встречается?

В работе над текстом выборочно экспериментируем над отдельными предложениями. Сказать с различной интонацией фразу: Он совершил хороший поступок. Он совершил хороший поступок! Он совершил хороший поступок? (Детям показываются смайлики с соответствующей эмоцией) Данное задание направлено на экспериментирование с эмоциями и формирование интонационной выразительностью речи.

 Развитие у детей способностей к преобразованию происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования. Поэтому при прохождении лексических тем включаются задания, например, на разные агрегатные состояния одного и того же вещества, так как детям, особенно с Общим недоразвитием речи, могут казаться различные состояния одного объекта абсолютно разными объектами. К тому же для детей  самым сложным типом речи является рассуждение. Ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют задания типа: - «Вопрос-провокация»: – Почему зимой идет снег, а не дождь? - Куда делась вода из кувшина в жаркий день, если её никто не пил?» - «Я начну, а ты закончи» (Света не пошла на улицу, потому что…) Далее придумывают дети: потому что на улице пошёл дождь или потому что на улице холодно, и т.д. - Чем самолёты отличаются от птицы? Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать.

Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяли ткани на ощупь в « Чудесном мешочке», определи название материала одежды, учиться давать определения ( меховой воротник- мягкий, кожаная куртка- гладкая и т.д.)

 Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При прохождении очередных лексических тем можно использовать в работе синквейн, используя универсальный зрительный план. Опираясь на этот план дети экспериментируют с подбором подходящих по смыслу слов к заданному. В подготовительной к школе группе дошкольники могут самостоятельно по-своему записывать слова. В итоге составляется описательный рассказ по пяти пунктам. Опираясь на зрительный план, дети экспериментируют с подбором подходящих слов , составляют рассказ. (Например. Ответ Максима М. Космонавт. Сильный, смелый. Изучает, тренируется, летает. Я хочу тоже стать космонавтом, космонавты –это открыватели нового. Космос, планеты, звёзды.)

 Интересна для детей экспериментальная работа с изографами. Изографы-это картинки, на которых слова записаны буквами. Ребенок должен найти все буквы, составить из них слово. Изографы используются для решения разных задач: для предупреждения нарушений письменной речи у детей с ОНР, для чёткого создания и запоминания образа буквы, для исправления дисграфии, для формирования у детей способности выдвигать гипотезы, для развития анализа и синтеза речи. Дается детям задание: расколдуйте «перелётную птицу». Соедините данные буквы таким образом, чтобы получилось название перелётной птицы. У каждого ребёнка своя картинка из букв со словами «ласточка», «кукушка», «скворец», и т.д. 

На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, в данном случае птицу (при изучении темы «Перелётные птицы») .

Интересны детям игры, например «Волшебник-недоучка» (составление предложений по графическим схемам, где умышленно создаю ребёнку проблемные ситуации: сокращение или увеличение слов в предложении), побуждая ребенка к поиску ответа на вопрос с помощью подходящих идей. Можно создать ситуации, когда необходимо «реставрировать» «повреждённое предложение» (незаконченную мысль). И вот уже ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различные способы ее достижения. В процессе достижения цели детям приходится активно сопоставлять, совмещать имеющиеся факты, обобщать информацию в словесном высказывании.

 В рамках игр-опытов по составлению предложений ставится иная цель: экспериментирование с оттенками значения одного и того же слова. Решаются задачи: развить чутьё к слову, побудить к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. 

Различение звуков речи – фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного. Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия. В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. 

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. 

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха «Где звенит?» Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего. «Ушки — слушки» Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

 «Шумящие коробочки». Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь. 

«Слушай, пробуй, как звучит» Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. «Угадай, что звучало» Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. 

Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

 «Что как звучит» Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. 

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?» «Подбери картинку или игрушку» Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. 

«Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется. 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении. Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. 

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма. 

Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами. 

"Буль-бульки". Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой — чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод — в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. 

"Три свечи". Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее. 

"Футбол". Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры — загони машину в гараж. 

"Фокусник" Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным. 

"Поймай воздушную струю". Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме. Две вертушки Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее. 

"Греем руки". В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий